Балакирев милий алексеевич – великий русский композитор, педагог и пианист, основатель «Новой русской школы». Он родился 2 января 1836 в Нижнем Новгороде в семье Алексея Константиновича Балакирева (1809—1869). Семья Балакиревых принадлежит старинному дворянскому роду. Среди родственников Балакирева многие плечом к плечу сражались с Дмитрием Донским, состояли на службе у Ивана Грозного и Петра Великого. В семье Балакиревых чтилась религия, соблюдались православные традиции, христианские заповеди, каждое воскресенье дети ходили в церковь. В детстве маленький Милий носил кличку «будущий архиерей», так как среди всех остальных детей отличался наибольшей религиозностью. Родные очень скоро заметили дарование малыша. Самое раннее музыкальное воспитание происходило ненавязчиво, в форме игры (отец подарил мальчику игрушечный орган). Первые уроки музыки, юный композитор начал получать от своей матери – Елизаветы Ивановны Яшеровой, в возрасте 8 лет. Позже мать отвезла его в Москву, где он взял 10 уроков игры на фортепиано у Александра Дюбюка (больше учиться не было возможности из-за стесненности в средствах). Елизавета Балакирева была стержнем в семье.

30 декабря 1846 года Милий поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. В школьные годы Балакирев отличался веселым, заводным нравом, слыл мастером проказ и считался «острым на язык»; среди сверстников его прозвали «коноводом». В годы учения Милия настигла первая потеря – 9 марта 1847 года, поле тяжелой болезни, скончалась мать семейства.

Из-за тяжелого материального положения 6 сентября 1849 года, отец переводит Балакирева в Нижегородский Александровский Дворянский институт, там Милий мог обучаться за счет дворянства. Дочерей взяли на воспитание родственники. В институте Милий учиться музыке у Карла Карловича Эйзриха, знаменитого в Нижнем Новгороде дирижера, пианиста и педагога. Педагог не только учил музыке, но и культурно развивал своих учеников (занятия хором, знакомство с музыкой различных композиторов (фактически музыкальная литература), ансамблевое музицирование), кроме того, в то время, Эйзрих был единственным источником нот в Нижнем Новгороде.

Большое участие в судьбе Балакирева принял А. Д. Улыбышев , просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев часто была у него в доме, участвовал в различных беседах и концертах, в виде дирижера, концертмейстера или пианиста. В 15 лет он возглавил улыбышевскую «антрепризу», занял ведущее положение среди музыкантов Нижнего Новгорода. Под влиянием Улыбышева молодой Балакирев начал формироваться как композитор-мыслитель. Милий называл Улыбышева вторым отцом или отцом в музыке. Руководя выступлениями в доме Улыбышева, Милий проявил незаурядный талант организатора. Здесь же проявился его педагогический талант – именно ему приходилось разучивать партии с певцами-любителями.

В юношеские годы Балакирев пленился двумя музыкальными гениями – Глинкой и Шопеном. Музыка этих композиторов была для него эталоном, верность своим принципам он сохранит на всю жизнь.

В 1853—1855 Балакирев состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. Во время учебы в этом университете Балакирева – там занимал должность попечителя казанского округа великий ученый, математик Николай Иванович Лобачевский. Кроме занимаемой должности Лобачевский регулярно присутствовал на экзаменах, по воспоминаниям студентов, они многому учились у него даже во время экзаменов.

В 1855 году молодого музыкального нижегородца Улыбышев везет в Петербург и вводит его в высший музыкальный свет. В Петербурге Балакирев встречается с М.И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. В том же 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста.

В статье использованы материалы из работ Т. Зайцевой и архив писем М.А. Балакирева.
Продолжение