С 1872 по 1874 год, композитор вынужден исполнять службу в Магазинном Управлении Главного Общества Российских железных дорог. В этот тяжелый период Балакирев обретает себя в православии, что так же не найдет понимания у друзей. Столь резкая смена мышления заставила несправедливо обвинять Балакирева в ханжестве.

С 1881 года Балакирев перестает вести жизнь аскета, и возвращается к руководству БМШ, но теперь перед нами другой человек, приоритет для которого – вера. Работа над «Обиходом» а после и редакция великих произведений Глинки и Даргомыжского постепенно вернула композитора к жизни. Он продолжил выступать, только теперь был менее общителен и тщательно подбирал свой близкий круг. Опять, не имея больших средств, композитор старается помочь нуждающимся и деньгами и советом и наставлением, хотя сам живет более чем скромно. С годами проявляется все более усилившаяся принципиальность композитора, что делала общение с ним, достаточно сложным.

В 1883 году Балакирев был назначен императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело было организовано на прочных педагогических началах. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Андреевича Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности. В этот период Балакирев почти не сочинял. Но с оставлением капеллы в 1894 году, обеспеченный пенсией, он всецело отдался творчеству, живя спокойно и очень замкнуто в Петербурге. От общественной деятельности он почти отказался.

Балакиреву принадлежит инициатива постановки в 1894 году памятника Шопену на его родине, он принимал участие в комиссии по постановке памятника Глинке в Петербурге, а также в благотворительных концертах по сбору денег на этот памятник, и написал для этого случая кантату, исполненную на торжестве открытия.

В последние годы вокруг Балакирева собирается очень узкий круг композиторов: А. Глазунов, А.К. Лядов, С.М. Ляпунов . После смерти Чайковского Балакирева неоднократно приглашали преподавать в Московской консерватории, но композитор, ссылаясь на то, что является самоучкой и не имеет систематических знаний в области гармонии, отказывался.

М.А. Балакирев умер 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, в своей квартире на Коломенской улице, 7. Погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 году во время реконструкции Некрополя прах Балакирева был перенесен от южной ограды кладбища ближе к стене бывшей Тихвинской церкви, и захоронен на Композиторской дорожке рядом с Н.А. Римским-Корсаковым, умершим в 1908 году. Надгробие, выполненное в 1914 году архитектором Ф.Г. Беренштамом, было утрачено и восстановлено в 1948 году (скульптор Н.В. Дыдыкин).

В статье использованы материалы из работ Т. Зайцевой и архив писем М.А. Балакирева.
Вернуться